Первое, на что обращают внимание покупатели, – это название фирмы. Поэтому выбирать
его нужно ответственно. Закон предусматривает
Ограничения в отношении названия организации:
- Компания обязана иметь полное наименование, которое указывают при регистрации.
- Также учредители имеют право указать сокращенное название. Оно может быть как на
русском, так и на официальных языках республик, либо на иностранном языке.
- Международные фирмы пользуются правом иметь название на двух языках –
государственном и английском. Это упрощает восприятие покупателей.
- В название необходимо включить понятие организационно-правовой формы. Его можно
обозначить полностью, либо в качестве аббревиатуры. Например, ООО «Ромашка» или
Акционерное общество «Лютик». ОПФ – основа наименования, а имя фирмы выступает вроли вспомогательного элемента.
Какие слова нельзя использовать в названии компании?
Согласно Гражданскому кодексу РФ в регистрации ООО будет отказано, если в названии
присутствуют следующие слова:
- Название иностранных государств, например, ООО «Египет»;
- Названия международных организаций, как в полном, так и в сокращенном
варианте. ООО «ФСБ» не пройдет регистрацию в налоговой инспекции;
- Названия федеральных и региональных органов власти. Не нужно называть свой
будущий бизнес ООО «Дума».
- Название общественных организаций.
- Кроме того, налоговая инспекция не допустит до регистрации фирмы, чьё название
использует нецензурные, антиморальные формулировки, вступает в противовес с
общественными интересами. Такие фирмы вызовут общественный диссонанс и
отрицательно скажутся на общих интересах государства. К ним можно отнести ООО
«Грех» или ЗАО «Бен Ладен».
- При выборе названия нельзя использовать слова «Россия» и «Российская Федерация».
Кроме того, под особый контроль попадут фирмы, в названии которых есть корень «рос». Часто отвоевать название с таким сочетанием букв возможно только через суд. Исключениями для этого правила являются следующие фирмы:
- Крупнейшие налогоплательщики;
- Широкая сеть, то есть у фирмы есть собственное обособленное подразделение или филиалы в более чем половине республик и областей России;
- Числятся в реестре монополистов с долей, занятой на рынке, более 35% от рынка;
- Более 25% УК принадлежит государству, либо обладает четвертью и выше отовсех голосующих акций акционерного общества.
- Если Ваша компания не подходит ни под один пункт, назвать её «Росметалл» или«Шоколадная Россия» не выйдет. Несмотря на отсутствие полного понятия «Россия» в первом варианте, отстоять свою позицию не удастся, потому что присутствует корень слова. Заявление будет отклонено, а Вы потеряете время и деньги на повторную оплату госпошлины и подготовку документов.
- Иногда слова с буквосочетанием «рос» сложно назвать производным от «Россия».
Например, случай из практики нашей компании. Компания изъявила желание зарегистрироваться под названием ООО «Фарос». Несмотря на полное отсутствие связи небольшого острова Греции с нашей страной, налоговая инспекция вынесла абсурдное
решение и отказала клиенту. Фирма была вынуждена искать другое название.
Однако не все ситуации оборачиваются против налогоплательщиков. Компания «Макрос»
отстояла свои интересы в суде. Налоговой инспекции пришлось признать, что слово
«макрос», обозначающее наименование компьютерной программы, не имеет никакого
отношения к Российской Федерации.
Неоднозначность судебной практики не позволяет руководителям быть спокойными в
отношении своего выбора. Поэтому многие решают не рисковать и изначально выбирают
более нейтральное название, без намеков на связь с «Россией». Ведь даже такие имена,
как «росток», «кроссовок» или «ростовщик» могут попасть под сомнения представителей
закона.
- В название организации запрещено включать слова, указывающие на некоторые виды
деятельности. Например, «ломбард», «банк», «страхование», «инвестиции», «кредитная организация» и другие. Ограничение введено для того, чтобы избежать двусмысленных ситуаций, в которых пострадает клиент. Исключение составляют те организации, которые действительно работают в данных направлениях.
Как изменить название организации?
В процессе деятельности учредители могут поменять имя фирмы путем внесения
изменений в учредительные документы. Этот процесс предполагает оформление пакета
документов, однако возможность смены названия есть. Что касается названия, изначально
не соответствующего требованиям закона, то зарегистрировать его не удастся.
Название организации – это ее лицо. Первое, на что обращают внимание клиенты.
Поэтому выбор должен быть сделан ответственно и вместе с тем креативно, с изюминкой.
Основатели бизнеса должны подумать, какие эмоции и ассоциации вызовет название у
покупателей. Как оно будет смотреться на упаковке. Партнеры тоже подсознательно
решают, насколько серьезная фирма по наименованию. Конечно, ООО «Цветочки»
вызовет меньше доверия в строительной сфере, чем ООО «СтройМонтажГрупп».
Рассмотрите все варианты, сверьте их с требованиями закона и начинайте регистрацию
компании. Наша фирма готова проконсультировать Вас по юридическим аспектам выбора
названия.