В настоящее время закон гласит о том, что местонахождение юридического лица – это фактическое место его деятельности или же фактический адрес офиса компании, где располагается руководство, ведется управление предприятием и учет. Пожалуй, это вся информация, содержащаяся в тексте закона, хотя бы отчасти дающая представление о юридическом адресе. Таким образом, активно существуя в повседневном употреблении, официально понятие «юридический адрес» законодательно все еще не закреплено.
Возможно, именно за счет субъективности этого определения, несмотря на официальную трактовку, прикладное значение данного понятия корректировалось в зависимости от внимания властей к ведению бизнеса, активности контролирующих органов, да и просто специфики времени…
Долгое время наличие юридического адреса предполагало возможность существования одновременно еще одного адреса – фактического (то есть почтового). При этом компании совершенно не обязаны были располагать свой офис по указанному в уставе организации адресу, в том числе по этой причине со временем юридический адрес стал просто фиктивным реквизитом, ни сколько не отражающим реального места нахождения предприятий.
Однако сложившаяся ситуация сильно затрудняла контроль предприятий надзорными органами, а также осложняла кредиторам и контрагентам поиск необходимых компаний. Для устранения данной проблемы в законодательство были внесены определенные изменения. Так появилось действующее ныне понятие «место нахождения юридического лица», ставшее обязательным реквизитом и по сути объединяющим в одно юридический и фактический адрес юридического лица. При этом в учредительных документах компании обязательным являлось только указание ее фактического места нахождения.
Данные нововведения потребовали от большинства компаний срочной смены юридического адреса с приведением всей учредительной документации в соответствие с законодательными изменениями. Налоговые инспекции, в поисках несоответствий, начали активно проводить проверки по данному вопросу. Если обнаруживалось, что фактическое место нахождения предприятия не соответствует заявленному в учредительных документах (то есть юридическим лицом не была своевременно проведена смена адреса) составлялся протокол и компании направлялась соответствующее предписание. Если в определенный срок, установленный ИФНС, смена адреса предприятием не производилась, на него в установленном законом порядке налагался административный штраф. Данная схема действует и сейчас.
Таким образом, если читать закон буквально, получается, что каждое регистрируемое предприятие стало обязано иметь офис, в котором будет вестись хозяйственная деятельность организации: данный офис и будет юридическим адресом конкретной компании.
Все это так. Однако в силу определенных обстоятельств, многие предприятия не могли приобрести офис в собственность – в таких случаях оптимальным вариантом становилась реальная аренда помещения, а также новая в то время, но быстро ставшая востребованной, услуга аренды юридического адреса. Впервые появившись на Западе, предоставление юридических адресов в аренду, со временем вышло и на отечественный рынок бизнес-услуг. Таким образом, практика аренды юридических адресов была продиктована новыми условиями ведения бизнеса.
В настоящее время рынок по предоставлению данной услуги уже достаточно развит, однако не всегда конкретное помещение совпадает с многочисленными требованиями представителей бизнеса, и цена в этом вопросе играет не последнюю роль. Так, еще в 90-е годы юридический адрес можно было купить всего за 10-35$, при этом госпошлина обходилась в 200 рублей, а услуга по регистрации предприятия стоила около 1 000 рублей. В то время процедуру регистрации проводили местные органы самоуправления, регистрируя всех и повсюду. Про отказы, связанные с регистрацией по юридическому адресу, разумеется, никто даже не слышал.
Однако в то время бизнес-центров практически не существовало, государственные конторы еще не распались, и многие просто боялись сдавать помещения в аренду бизнесменам. Если же адреса и сдавались в аренду, то проводилось это, разумеется, без документов. Кроме того, в 90-е спрос на аренду, как и сейчас, значительно превышал предложения. Зарегистрировать фирму по месту нахождения государственного предприятия было крайне сложно, причем как документально, так и нотариально. Таким образом, многие компании начали регистрироваться по юридическому адресу, и со временем в одном офисе уже могли быть зарегистрированы сотни организаций.
Конечно, в 90-х, как и сегодня, принимали определенные меры по борьбе с этим явлением. Так, например, в свое время каждую фирму обязали иметь в собственности не менее 6 кв.м. Однако данная мера существенных результатов не дала, о чем в настоящее время свидетельствует широкое распространение массовых адресов, о которых стоит поговорить подробнее.
Само понятие «массовый адрес» вошло в употребление в 2005 году, когда налоговые органы начали вести борьбу с регистрацией компаний в не предназначенных для офиса помещениях, а также с фирмами-однодневками. Так, в особый список были выделены юридические адреса, по которым на единицу площади приходилось большое число зарегистрированных компаний. Данный список получил название «черный список адресов» и был разослан по всем учреждениям, имеющим отношение к регистрации предприятий. Список также сопровождался рекомендацией не открывать данным компаниям расчетные счета и не вести по данным адресам никакой деятельности.
Через некоторое время на официальном сайте ИФНС был запущен сервис, позволяющий каждому желающему проверить любой юридический адрес на число зарегистрированных на нем компаний. Данным сервисом до сих пор активно пользуются работники государственных органов и банковские служащие.
Со временем существенно изменились и стандарты качества как предоставляемой услуги, так и самих адресов. Так, если раньше данная услуга подразумевала только продажу пакета необходимых документов (за которым фактически ничего не стояло) и почтовое обслуживание, которое налаживалось непосредственно с почтой. Никто из собственников не беспокоился по поводу внешнего вида офиса или, к примеру, секретарского обслуживания. Выездные проверки на адрес также не проводились. Однако, после того как законодатель изменил свое отношение к местонахождению юридического лица и налоговые органы взяли адреса под жесткий контроль, все эти ранее вторичные составляющие стали существенными. Поэтому сейчас юридический адрес – это уже не просто набор документов: это действующий офис с необходимой мебелью, оргтехникой, секретарем, где можно реально работать, принимать выездные проверки, хранить документацию и полноценно проводить ежемесячные арендные платежи.
В настоящее время, предоставляя юридические адреса в аренду, добросовестные компании гарантируют успешное прохождение регистрации по предлагаемым адресам, предоставляют по ним дополнительные услуги и даже готовы в случае непредвиденных обстоятельств вернуть деньги за уже оплаченный адрес.
Таким образом, юридические адреса (и как понятие, и как объект бизнеса) все больше адаптируются к требованиям времени и потребностям предпринимательского сообщества. Сложно сказать, что будет с данным сегментом рынка через некоторое время, однако уже сейчас аренда юридических адресов – решение для любого бизнеса, сопровождающееся всеми необходимыми услугами для комфортной работы предприятия.
Пролонгация юридического адреса
Поиск ИФНС по адресу
Черный список юридических адресов