Понятие «юридический адрес» давно и прочно вошло в жизнь предпринимательского сообщества и на сегодняшний день воспринимается достаточно однозначно, не требуя при этом дополнительных уточнений. Однако некоторые уточнения привести все-таки стоит, поскольку такая область представляет собой достаточно объемный сегмент рынка юридических услуг, и предпринимателям совсем не лишним будет уверенно в нем ориентироваться.
Итак, сразу следует сказать, что как такового юридического адреса действительно не существует, и фактическое значение этого явления под действием ряда факторов было заменено желаемым. По большому счету, за понятием «юридические адреса» скрывается явление не вполне правомерное, но, тем не менее, ставшее неотъемлемой частью практически всех процессов, происходящих на сегодняшний день в бизнес-пространстве. Юридические адреса играют большую роль не только в таком процессе, как регистрация юридических лиц, но и в ходе самой деятельности любой организации неотступно сопровождают их в работе.
Однако при всем при этом Законом юридические адреса к числу обязательных реквизитов юридических лиц не причисляются. Напротив, согласно Закону РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в документах должен значиться адрес действительного местонахождения предприятия. Попробуем разобраться, что скрывается за каждым из этих понятий и в чем заключается разница между ними.
Под юридическим адресом следует понимать местонахождение постоянно действующего исполнительного органа предприятия, который указывается в его учредительных документах и по которому осуществляется связь государственных органов с данным предприятием.
Фактический же адрес – это место, по которому располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица в действительности. Закон предусматривает наличие у любого предприятия только фактического адреса (то есть реального), однако формулировка «адрес местонахождения постоянно действующего исполнительного органа» предоставляет предпринимателям широкий круг возможностей для толкования.
Лучшим и единственным законным вариантом для предприятия будет такой вариант, при котором его фактический и юридический адреса совпадают. Следует повториться, что при подаче документов на регистрацию налоговая инспекция хочет видеть в графе «адрес места нахождения юридического лица» сведения о реальном офисе предприятия, по которому действительно можно найти его исполнительный орган.
Однако такой вариант можно встретить не часто, и, как правило, в этой графе предпринимателями указываются именно юридические адреса. В связи с этим у организаций возникают определенные проблемы, выражающиеся, прежде всего, в выездных проверках и, конечно, в получении отказа в государственной регистрации юридического лица.
Причем проблемы могут возникнуть не только на этапе регистрации, но и в дальнейшем, в ходе самой деятельности фирмы. Так, например, у налоговиков существует такая форма проверки адреса, как отправка корреспонденции на адрес проверяемой фирмы. Если Ваш юридический адрес не совпадает с адресом фактическим, и при этом у Вас не налажено почтовое обслуживание, то почта вернется отправителю обратно, и для налоговой инспекции это будет явным признаком того, что Вы проверку не прошли и заслуживаете более пристального внимания.
Во избежание этого у предпринимателей возникает необходимость во всевозможном «обустройстве» своего юридического адреса. Чтобы максимально обезопасить себя и свою организацию от повышенного внимания налоговиков, предпринимателям приходится тратиться на дополнительные услуги: почтовое и секретарское обслуживание, обеспечение ряда гарантий и возможность пролонгации договора аренды.
Вообще разделение понятия «адрес местонахождения предприятия» на фактический и юридический возникло не случайно. Это разделение было инициировано самими налоговиками и было призвано разрешить проблему несовпадения юридических адресов с реальным местом нахождения организаций.
Однако в результате этой «чистки» искоренить такое явление не только не удалось, но и эффект получился прямо обратным. Постепенно юридические адреса стали доминирующим понятием в определении местонахождения юридических лиц, и на сегодняшний день продажа адресов представляет собой достаточно большой и уверенно развивающийся сегмент рынка юридических услуг.